Вторник, Июнь 18, 2019
  • USD 26.25 | 26.50
  • EUR 30.50 | 31.00
  • RUR 0.41 | 0.43

Новый план ОБСЕ по урегулированию на Донбассе адресован новому президенту

Международные партнеры Украины заявили о новом плане урегулирования конфликта на Донбассе, который должен быть совместно реализован ООН и ОБСЕ. План может прийти на замену неработающим Минским соглашениям и должен быть подписан высшим политическим руководством Украины, Российской Федерации, Франции и Германии. Об этом в интервью австрийской прессе сообщил Мартин Сайдик, специальный представитель председателя ОБСЕ по Украине и в минской трехсторонней переговорной группе, пишут ВЕСТИ

Звучит заманчиво и немного по-югославски

Итак, по порядку. Реализовывать новую “дорожную карту” будут совместно структуры ООН и ОБСЕ, а общее руководство будет осуществлять специальный представитель этих организаций с особыми полномочиями. К наблюдательной миссии ОБСЕ, которая работает в зоне конфликта, планируется добавить военные и полицейские силы.Потребность в синергии ООН и ОБСЕ Мартин Сайдик объясняет разные полномочия этих организаций — ОБСЕ должна оценить избирательный процесс, но организовать выборы не сможет. Силы ООН, в свою очередь, способны обеспечить безопасность, а также помочь в организации референдума.

В течение последних лет мы увидели, что Минские договоренности не совсем четкие, — заявил Сайдик. — Важным моментом является то, что для реализации центрального элемента — проведения местных выборов — требуется помощь извне. Мы пришли к выводу, что это может быть только ООН».

Но работа совместной миссии и реализация местных выборов невозможна без утверждения плана и согласия сторон его реализовать. Речь идет о подписании нового плана — под ним должны появится подписи высших руководителей стран-участников переговоров в нормандском формате — Украины, России, Германии и Франции. Мартин Сайдик также рассказал, что план был предоставлен для ознакомления на последнем заседании ОБСЕ в формате министров иностранных дел, то есть стороны переговоров с проектом знакомы и, по словам Сайдика, задавали вопросы и комментировали документ.

«Необходимо соглашение, которое действительно будет иметь вес в политическом и правовом плане, — подчеркивает спецпредставитель ОБСЕ. — Минские договоренности не ратифицировал ни украинский, ни российский парламенты. И это, конечно, проблема. Наша идея заключается в том, чтобы получить такой ​​политический вес, на который потом все опираются при реализации документа, который также должен быть одобрен парламентами».

Предложенный мирный план предполагает реализацию Донбассе опыта послевоенных Балкан, а именно планируется запустить агентство по реконструкции под руководством ЕС. В послевоенной бывшей Югославии подобное агентство помогало сторонам конфликта устанавливать сотрудничество, решать экономические и гуманитарные проблемы, возникшие после войн. В украинском варианте агентство должно будет действовать на территориях Луганской и Донецкой областей.

При этом агентство по реконструкции будет подчиняться Евросоюзу и сотрудничать с совместной миссией ООН и ОБСЕ. Важно, что параллельно с началом работы агентства будет создана переходная администрация ООН на неподконтрольных сейчас территориях Украины. После местных выборов власть от этих переходных администраций должна будет перейти к новоизбранным органам.

Обеспечивать безопасность и порядок на территории конфликта, согласно новому плану, должны будут военная и полицейская миссии ООН. Конкретную численность миротворцев в ОБСЕ и ООН еще не планировали, так как на повестке стоят фундаментальные вопросы, а именно — согласие сторон следовать новому плану. В случае с Минскими договоренностями этого не произошло и Мартин Сайдик настаивает на том, чтобы при реализации плана местное население не подвергалась какой бы то ни было дискриминации, а гражданские были защищены. В этом контексте он упомянул в том числе амнистию, к обсуждению которой украинская сторона относится чуть ли не с истерикой.

Этот план сломался, несите следующий
Украинская сторона немедленно раскритиковала новый мирный план и потребовала от Сайдика и ОБСЕ большей вовлеченности в реализацию уже подписанных Минских соглашений. Представительница Украины в трехсторонней контактной группе Ирина Геращенко заявила, что вопрос обмена заложниками и пленными не завис уже почти год и происходит это по вине России.

«Также непонятно, за что именно должны проголосовать, по идее Сайдика, два парламента. Потому что я сложно себе представляю хоть один документ, который сейчас одновременно могут ратифицировать Верховная Рада Украины и Госдума Российской Федерации”, – раскритиковала Ирина Геращенко пункт плана, который предусматривает одновременную имплементацию мирного плана.

Со стороны Москвы также раздается критика предложений ОБСЕ. Там настаивают на участии в обсуждении и принятии плана к реализации представителями ЛНР и ДНР — Россия считает эти структуры сторонами конфликта. А еще в российском МИДе намекают на то, что план в первую очередь не устраивает Украину.

В свою очередь, Украина не идет на прямые переговоры с сепаратистами ЛНР и ДНР, на чем настаивает Россия. Идет борьба за влияние над регионом в будущем и статусе неподконтрольных сейчас территорий. Для Москвы важно достичь максимально автономного статуса для ЛДНР, в от время как Киев рассчитывает на реинтеграцию региона и недопущение во власть откровенных антиукраинских сил.

Кому адресован план?
В то же время, оптимизм по поводу нового мирного плана, спущенного Киеву из Европы, разбивается об отечественные политические реалии. Сегодняшним украинским властным элитам не выгодно участвовать в установлении мира на Донбассе, а для сегодняшней власти решение вопроса на востоке смертельно опасно.

“План реализуем, но после президентских и парламентских выборов. Чтобы его реализовать, нужно принимать непопулярные решения как внутри Украины, так и на внешней арене, но пока что это нереально. Что касается инициативы Сайдика, то, по-моему мнению — это проверка для украинских политиков со стороны руководства ОБСЕ, — заявил политолог-международник Андрей Бузаров.

Любой намек на компромисс с сепаратистами для президента Порошенко равен капитуляции, а значит — окончательной потери рейтинга на радикально-патриотическом электоральном поле. Кроме этого, голоса жителей неподконтрольных территорий на выборах могут разрушить монополию власти майданных политсил — тамошний избиратель вряд ли проголосует за партии и кандидатов из сегодняшней коалиции. Кроме того, Проведение реинтеграции — сложный и долгосрочный процесс, на котором быстрее растерять политический рейтинг, чем приобрести. Поэтому реальное внедрение любого мирного плана возможно лишь в ситуации, когда сторонам конфликта не оставят другого выбора.

Loading...