Вторник, Сентябрь 25, 2018
  • USD 26.25 | 26.50
  • EUR 30.50 | 31.00
  • RUR 0.41 | 0.43

Закон о нацбезопасности. Как США давит на Киев из-за тайн

Рада приняла в I чтении президентский проект закона о нацбезопасности. «Вести» уже писали о давлении Запада при его принятии и стратегическом назначении — усилить контроль общественности за закупками и «отсечь» от коррупционных потоков их основных бенефициаров. Однако вскрылись некоторые другие особенности проекта, пишут ВЕСТИ.

Незадолго до принятия проекта закона возник скандал, по уровню репутационного ущерба потенциально равноценный скандалу от невнедрения Антикоррупционного суда. В середине марта нардеп Светлана Залищук опубликовала письмо от глав представительства ЕС в Украине, послов США и НАТО. Адресатами значились президент и глава парламента: авторы критиковали проект закона за отсутствие контроля Рады над деятельностью СБУ (в их изложении — это одно из «фундаментальных требований» по приближению к стандартам НАТО).

«Администрация президента и СБУ 18 месяцев работали с представителями НАТО и ЕС над документом, но в конце концов полностью проигнорировали эти обязательства», — пояснила Залищук. Также в письме выразили сомнение относительно сохранения Ставки Верховного Главнокомандующего (речь, прежде всего, о полномочиях президента) и прозрачности в оборонной сфере. «Главное пожелание США — узаконить вопрос участия гражданского контроля в деятельности Минобороны: США не могут понять многие вопросы из-за нашей коррупции. Там многое ведь засекречено: доступа к ряду документов нет, а за 2017 год Минобороны освоило $350 млн военно-технической помощи», — сказал «Вестям» военный эксперт Олег Жданов.

Этот факт находит подтверждение в словах старшего оборонного советника США Стивена Сильверстайна, консультирующего Минобороны Украины — еще в феврале он критиковал систему госзакупок: «Необходимо, чтобы был снят гриф секретности с военных закупок и чтобы появилась возможность участвовать в тендерах для всех украинских компаний. Когда Полторак (глава Минобороны. — Авт.) был в США, Пентагон интересовался: если мы вам дадим деньги и другие ресурсы, будут ли они использованы, как Америка этого хочет, по назначению».

КОНТРОЛЬ РАДЫ НАД СБУ

Ключевым положением проекта представители комитета Рады по нацбезопасности называют как раз «демократический гражданский контроль». «Момент, на котором настаивал Запад, мы учли вполне — контроль Рады над СБУ внесен с голоса отдельной правкой. Представляя проект закона, Александр Турчинов (секретарь СНБО. — Авт.) отдельно уделил этому моменту внимание, — сказал «Вестям» член комитета, нардеп от БПП Иван Винник. — Обещаю, что общественный контроль будет ограничен исключительно нормами закона о Гостайне».

В возможности реализации механизма, впрочем, есть сомнения: в тексте прописано, что обсуждать с «общественностью» можно лишь две концепции, Стратегию нацбезопасности и Стратегию общественной безопасности и защиты. Если добавить президентскую квоту на назначение главы Минобороны, хоть и гражданского, но человека, по сути, подконтрольного также — и только — президенту, в возможности контролировать силовиков возникают сомнения.

«Контроль необходим, но надо говорить об определенных рамках и границах. Ведь одно дело — контролировать Госархив Украины, а другое дело — СБУ. В этом случае контроль должен быть депутатский, и он должен полагаться на профильный комитет: часть информации при ее обнародовании может быть общественно опасной, — считает эксперт Реанимационного пакета реформ Виктор Таран. — Общественный контроль нужен, а с другой стороны, он должен быть очень точечный».

Руководитель программ Украинского независимого центра политических исследований Максим Лациба напомнил «Вестям», что закон о гражданском контроле над спецслужбами был принят уже давно (речь о законе про демократический гражданский контроль над военными организациями и правоохранительными органами, принят в 2003 году). «Но он декларативен и не работает», — подчеркнул эксперт. В его рамках при СБУ, например, действует «Общественный совет по вопросам обновления Службы безопасности». Среди его заданий декларируется «осуществление общественного контроля за процессом очищения кадрового состава СБУ». Но ее состав на сайте Службы посмотреть нельзя, а страница в «Фейсбуке» работает де-факто в режиме пресс-центра СБУ.

«ИЗ-ПОД ПИНКА»

Также вопросы вызывает дух законопроекта. Критикуя его с трибуны Рады, Юлия Тимошенко заявила, что в проекте есть все, что угодно, «кроме защиты жизни, здоровья, достоинства и неприкосновенности» простых граждан. «В итоге видим эклектичное нагромождение отдельных статей, противоречащих друг другу — даже принимая проект, нужно полностью его переформатировать перед II чтением», — огласила Тимошенко. Эксперты также считают, что авторы проекта несколько увлеклись. «В цивилизованном мире вопрос национальной безопасности в целом выходит далеко за рамки вопроса безопасности для государства и органов власти, а является вопросом безопасности общества и всех граждан, — отметил Максим Лациба. — Получается, авторы разделяют понятия «национального» и «гражданского», одно дело — безопасность власти или, скажем, «режима», другое — «подданных».

А экс-глава Минобороны Анатолий Гриценко (к слову, первый гражданский министр) увидел бреши проекта в чрезмерной акцентированности на «военной» и «государственной» безопасности: «А куда делись экономическая, экологическая, социальная и другие сферы? В сущности, не было даже необходимости принимать закон о нацбезопасности, ведь сейчас уже есть целых три закона, дублирующие его функции».

Показательно, что, по словам нардепа от «Самопомочи» Тараса Пастуха (автора альтернативного проекта закона), проект писался после «пинка» западных партнеров Украины. «Его давно надо было принять, но начался саботаж — проводились бесконечные совещания и круглые столы. В конце концов, нарастала критика как внутри страны, так и вне ее — и пришлось написать и подать законопроект. А делали это те, чью деятельность проект и должен, по сути, регламентировать», — сообщил Пастух с трибуны Рады.

«Общественников хотят отсечь от Минобороны»

По регламенту, в течение двух недель депутаты имеют право подавать правки. Суть их коротко пересказал нардеп-«фронтовик» Андрей Левус: во-первых, это парламентский контроль для СБУ, во-вторых, сглаживание шероховатостей в тексте (есть и несоответствия Конституции — Кабмин не может отчитываться перед президентом за сферу нацбезопасности). В-третьих, «усиление гражданского контроля, который будет ограничиваться только законом о гостайне».

К последнему пункту у общественников вопросы. Собеседник, близкий к комитету по нацбезопасности, привел в пример высказывание его члена, «фронтовика» Андрея Тетерука, после вчерашнего голосования в Раде: «Кто такие активисты? Те, кто на зарплате? — Я таких не знаю». То есть речь может идти о намерении «отсечь» от расследований по Минобороны неудобные организации. «Это полностью извратит суть закона и поставит под вопрос военную помощь от США», — предположил наш собеседник.

Якісно та зручно! Підписуйся на телеграм-канал Новин: goo.gl/EbaBFB

Волкер назвал страны, которые согласились отправить миротворцев на Донбасс

Спецпредставитель Госдепа США по вопросам Украины Курт Волкер назвал ряд стран, которые готовы отправить своих военнослужащих на восток Украины в рамках миротворческой миссии. «Что касается стран, ряд государств уже заявили, что они будут готовы внести свой вклад. Об этом заявили Швеция, Финляндия, Австрия, Беларусь, Сербия и Турция. На мой взгляд, это хороший диапазон стран, включающий несколько государств, которые рассматриваются в России больше как часть Запада, и несколько государств, которые рассматриваются на Западе больше как часть пространства СНГ, и я полагаю, что ощущение баланса было бы логичным», – отметил он в интервью «Эхо Москвы», пишет СТРАНА

При этом, дипломат подтвердил, что миротворческие силы на Донбассе должны будут действовать с мандатом ООН.

«То, как это будет организовано, подлежит обсуждению. То, как будут развернуты миротворцы, на каком этапе, подлежит обсуждению, но с фундаментальной точки зрения после полного развертывания это должны быть подлинные миротворческие силы, контролирующие ситуацию в области безопасности», – подчеркнул Волкер.

В «Нафтогазе» заявили о повышении цены на газ

НАК «Нафтогаз Украины» повысил на октябрь цены на природный газ для промышленных потребителей до 11,2-12,2 тыс. гривен за тысячу кубометров (без НДС), что на 9,4-9,7% больше по сравнению с ценами сентября. Об этом в понедельник, 24 сентября, сообщает пресс-служба компании, передают ВЕСТИ

Так, цена на газ для промышленных потребителей, потребляющих от 50 тыс. куб. м в месяц, при условии отсутствия задолженности за газ и на условиях предоплаты, установлена на уровне 13 438,8 гривен/тыс. куб. м, на условиях оплаты по факту поставки — 14 586 гривен/тыс. куб. м.

В прейскуранте «Нафтогаза», существует еще четыре категории потребителей: потребители, у которых ежемесячные объемы потребления ниже 50 тыс. куб. м; поставщики для дальнейшей реализации газа, финансируемого из государственного и местных бюджетов учреждениям и организациям, а также промышленным потребителям; 100-процентные дочерние предприятия НАКа; операторы ГРС (газ на производственно-технологические расходы, потери и собственные нужды).

Для первых двух категорий потребителей цена товарного газа также установлена на уровне 14 586 гривен/тыс. куб. м, для третей — на уровне 13 438,8 гривен/тыс. куб. м, для четвертой — на уровне 14 586 гривен/тыс. куб. м.

Луценко подает в суд на СМИ за «ложь» о покупке виллы на Сейшелах

Адвокаты генпрокурора в своих исках будут требовать компенсации за моральный ущерб.  Адвокаты генпрокурора Юрия Луценко готовят иски в суд против ряда украинских изданий за распространение «лживой информации» о покупке семьей Луценко виллы на Сейшелах за $5 млн. Об этом в Facebook сообщила пресс-секретарь генпрокурора Лариса Сарган, передает АНТИКОР

«Информационные атаки, ложь, слухи в желтой прессе. Привыкнуть можно ко всему. Но издание НВ, Газета.УА, Контракты, Комментарии и РБК-Styler перепечатали откровенно заказную статью с подозрительного сингапурского сайта, в которой утверждается, что Юрий Луценко приобрел виллу на Сейшелах за 5 000000 долларов», — написала Сарган.

Она заявила, что «это откровенная ложь».

По словам Сарган, адвокаты Луценко в своих исках против СМИ будут требовать компенсации за моральный ущерб.

«Предполагаю, что представители СМИ сразу охотно обвинят Луценко в давлении на прессу. Но если он не подаст в суд, то как защититься от такой наглой лжи? Когда даже такие медиа с репутацией позволяют себе распространять подобные парадоксы с соответствующей подписью? Кто этот «paradox»? Журналисты, вы его знаете? Пожалуй, да, если присоединились к распространению его лжи», — написала пресс-секретарь Луценко.

Речь идет о статье, 19 сентября опубликованной в издании The MiceTimes of Asia, и подписанной словом paradox. В статье утверждается, что семья Луценко в начале этого года якобы приобрела виллу на Сейшельских островах за $5 млн. Этот материал перепечатали несколько украинских СМИ.