Вторник, 4 августа, 2020
  • USD 26.25 | 26.50
  • EUR 30.50 | 31.00
  • RUR 0.41 | 0.43

Будут ли выборы президента Украины, если Рада введет военное положение?

Конечно, в абзаце четвертом части первой статьи 19 закона Украины «О правовом режиме военного положения» предусмотрено, что во время действия военного положения в Украине не проводятся выборы. Это знают, пожалуй, все.

Однако осмелюсь заметить, что Конституция Украины (как акт высшей юридической силы) в отличие от вышеупомянутого закона не является в этом вопросе столь категоричной.

Поэтому возможность/невозможность проведения очередных выборов президента Украины 31 марта 2019 года будет понятной только после ознакомления с утвержденным Верховной Радой Украины указом президента Украины о введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях, в том числе с учетом положения части второй статьи 64, пункта 31 части первой статьи 85, пункта 20 части первой статьи 106 Конституции Украины.

Во-первых, необходимо будет выяснить: военное положение вводится на всей территории Украины или только в отдельных ее местностях.

Во-вторых, будет ли содержать указ в перечне временных ограничений отдельных конституционных прав и свобод человека и гражданина упоминание о части первой статьи 38 и/или части второй статьи 103 Конституции Украины – относительно права граждан избирать президента Украины и права граждан баллотироваться на пост президента Украины.

В-третьих, необходимо выяснить срок действия военного положения. Ведь в отличие от чрезвычайного положения военное положение не содержит законодательно определенных максимальных сроков действия.

В-четвертых, на время окончания срока действия военного положения закончится ли установленный частью пятой статьи 51 закона срок для подачи в Центральную избирательную комиссии документов для регистрации кандидатов на пост президента Украины — не позднее чем за 55 дней до дня голосования. Срок завершения подачи документов в ЦИК для кандидатов имеет принципиально важное значение, гораздо более важное значение, чем время образования ОИК и УИК — соответственно за 40 и за 18 дней до дня голосования (часть вторая статьи 23, абзац первый части первой статьи 24 закона Украины «О выборах президента Украины»).

В-пятых, будет ли у президента Украины возможность отменить военное положение до окончания срока действия военного положения (на основе части второй статьи 7 закона Украины «О правовом режиме военного положения»).

Наконец, надо будет четко объяснить гражданам, что у терминов «военное положение» и «состояние войны» несколько иные содержательные правовые нагрузки. Можно сравнить пункты 19 и 20 части первой статьи 106 Конституции Украины.

В завершение необходимо акцентировать внимание на том, что назначение любого вида (очередных, внеочередных, повторных) президента Украины является исключительным полномочием Верховной Рады Украины (исходя из содержания пункта 7 части первой статьи 85 Конституции Украины). Это означает, что без соответствующего постановления парламента Центральная избирательная комиссия не сможет проводить выборы президента Украины.

Андрея Магера

Loading...