Понедельник, Октябрь 15, 2018
  • USD 26.25 | 26.50
  • EUR 30.50 | 31.00
  • RUR 0.41 | 0.43

День вышиванки 2018 в Украине: история и традиции

В четверг 17 мая украинцы будут отмечать День вышиванки. Этот праздник посвящен украинской культуре и традициям, а вышитая в особом стиле рубашка является его главным символом, пишет СТРАНА 

В этот день люди надевают свои вышиванки и идут в них на работу, учебу, по другим делам.

История Дня вышиванки

День вышиванки придумали в 2006 году студенты из Черновцов. Девушка Леся Воронюк обратила внимание на вышиванку, в которой один из ее однокурсников часто ходил на пары. Родилась идея выбрать один какой-то день и всем, у кого есть желание, надеть вышиванки. Их вскоре поддержали коллеги в других вузах, а также школах, детсадах и других учреждениях. В 2010-м праздник отмечали, помимо Черновцов, еще и в Запорожье, Львове, Симферополе, Ровно. Очень скоро праздник стал распространяться дальше в Украине, а позже и в других странах среди украинской диаспоры.

Фото: tv.ua

В 2014 году праздник приобрел более широкий размах — был создан общественный организационный комитет для координации и организации праздничных мероприятий. Год спустя празднование было поддержано на государственном уровне Министерством информационной политики Украины. Сейчас День вышиванки отмечают крупные диаспоры в таких странах, как Канада, США, Италия, Германия, Франция, Румыния, Португалия.

Что такое вышиванка

Вышиванка – это традиционная восточнославянская вышивка и рубашка с такой вышивкой. Она не является сугубо украинским изобретением. Корни традиционной вышиванки уходят еще в культуру скифов, которые, по свидетельствам историка Геродота, украшали вышивкой одежду. Позже эта традиция распространилась на другие восточнославянские народы. В частности, вышиванки носят и в Беларуси, и в России.

Такая вышивка являлась не только украшением одежды, но и – в первую очередь – оберегом от злых духов. Наши предки верили, что с помощью специальных орнаментов можно защитить себя и родных от зла. Сорочки украшали узорами на рукавах, воротниках, подоле так, чтобы рисунок касался тела. Каждый узор и элемент имел свое значение.

Кроме того, в разных местах сложились разные традиции и цвета вышивки. Поэтому по вышиванке можно было определить, откуда человек родом. Так, в Карпатах и Прикарпатье практически в каждом селе были свои особенности орнаментов и используемых швов.

Орнаменты вышиванки делятся на три группы: геометрический, растительный и анималистичный. Традиционно мужские узоры – это решетки из ромбов, знаки солнца с лучами или точками. Замужние женщины часто вышивали на своих рубашках цветы калины – символ материнства и продолжения рода. Неженатые парни могли носить вышиванку с узором хмеля. На мужских сорочках не вышивали цветов – только листья и плоды. А вот девушкам, наоборот, больше подходят цветочные орнаменты.

Вышиванки всегда были частью приданого: к свадьбе девушка вышивала в свой сундучок, помимо прочего, десятки таких рубашек. Молодая жена вышивала рубашку для мужа. Существовало поверье: при этом нужно произносить определенное заклинание, тогда можно будет определить, не загулял ли молодой супруг. Если вышиванка при очередной стирке потемнеет – значит, супруг изменил. Для новорожденных вышиванки делали мать и бабушка, причем во время работы обязательно молились.

 

Одним из самых оригинальных видов вышиванок считается борщевская. В этой технике рубашка обильно вышивается черными нитками, и орнамент занимает бОльшую часть ткани. Есть легенда, что когда турки и татары уничтожили практически всех мужчин в Борщевке, женщины этого и соседских поселений начали носить такие черно-белые рубашки в знак траура.

Фото: folkmoda.net

Праздничная вышиванка всегда была из белого полотна. Повседневная могла быть из небеленой ткани. Черная рубашка – для траура, также ее могут носить пожилые мужчины. Синие вышиванки в некоторых регионах носили юные девушки, которым еще не скоро пора замуж.

Популяризатором вышиванки был украинский писатель Иван Франко, который соединил вышитую сорочку с европейской одеждой, а конкретнее — с пиджаком. Именно так Франко одет на изображении, которое украшает купюру в 20 гривен.

Фото: photo-lviv.in.ua

Первым украинским телеведущим, который появился в эфире в вышиванке, стал Андрей Шевченко. Он открыл телемарафон «Ночь выборов» в 2004 году, одетый в традиционную украинскую рубашку.

Сейчас вышиванка является популярным элементом в мировой моде. Элементы традиционной украинской вышивки используют в своих коллекциях многие модные дома. Кроме того, вышиванки часто носят звезды Голливуда, в частности, Мадонна, Риз Уизерспун, Николь Кидман, Кети Холмс, Арнольд Шварцнеггер, Сандра Буллок, и многие другие.

Вышиванки в модной коллекции Валентино

Якісно та зручно! Підписуйся на телеграм-канал Новин: goo.gl/EbaBFB

«Анафема» для целой церкви. Главные выводы из заявления РПЦ о разрыве с Константинополем

После того, как на Синоде Русской православной церкви в Минске заявили о разрыве связей с Константинополем и появился полный текст обращения Синода РПЦ «Страна» определила четыре главных вывода о дальнейшем развитии событий.

Главные выводы из решения РПЦ:

Первое. Никто не прогнется, а значит противостояние будет усилено. Минским заявлением Московский патриархат отбрасывает возможности компромисса с Константинополем по Украине и демонстрирует непреклонную позицию. Аргументация такова: во-первых, нельзя отменить 300 лет истории росчерком пера. Во-вторых, нигде не написано, что дарование Москве церковной власти над Киевской митрополией в 1686 году можно «отозвать». Тем более, что эта митрополия за время пребывания в составе РПЦ разрослась примерно втрое. В третьих — не может одна церковь снимать анафему, наложенную другой. Причем в 90-х Варфоломей был совсем не против анафемы Филарету и поддерживал решение РПЦ. В решении Синода даже процитированы письма Вселенского патриарха, и если они будут предъявлены — то мы увидим серьезный имиджевый удар по позиции Варфоломея.

Второе. Разрыв евхаристического общения — это максимальная степень размолвки между церквями. Нельзя совместно молиться, служить — и даже мирянам, крещеным в РПЦ и ее митрополиях (в УПЦ МП и Белорусской церкви) нельзя теперь принимать участие в таинствах Константинопольского патриархата и церковных службах. По факту это «анафема» для целой церкви. Теперь есть резон ждать ответного хода Константинополя, который может принять симметричные меры. К ним он разумеется был готов — реакцию РПЦ на недавние решения Константинопольской церкви предугадать было не тяжело. И раз так — значит в Стамбуле сознательно шли на раскол между грандами православного мира.

Третье. Позиция РПЦ усложняет переход в гипотетическую Единую поместную церковь тех епископов, которые готовы сменить церковную прописку. Разумеется, такие архиереи будут. Однако шансы на то, что их будет много, падают: в материнской РПЦ недвусмысленно намекнули, что анафема Филарету никуда не делась — в глазах Москвы и значительной части верующих Украины он по-прежнему раскольник. А значит такая же анафема может быть наложена и на епископов, которые захотят пойти «в раскол». Даже если эту анафему поначалу не признает никто, кроме самой РПЦ — то все равно будет иметь место сомнительный церковный статус: полупризнанный, полуанафематствованный священник.

Четвертое. Впрочем, определяющим для колеблющихся клириков фактором будет позиция других православных церквей. В РПЦ уже призвали собрать все 15 патриархатов, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию. Им все равно придется определяться — кем считать того же Филарета да и как относиться к расколу между двумя самыми авторитетными в мире православными церквями. Именно сейчас православный мир может начать делиться на два лагеря. И те украинские клирики, которые колеблются, будут выжидать момента и смотреть, как сложится конфигурация. Насколько широкой будет «международная коалиция» в поддержку ЕПЦ.

«Действовать немедленно»: Тимошенко рассказала, как будет возрождать Донбасс

Донбасс будет освобожден, а новая власть будет уделять достаточное внимание решению вопросов деоккупированных территорий.  Об этом лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко заявила во время пребывания в Станице Луганской в День защитника Украины, передает  EJ с ссылкой на «Апостроф»

Она пообщалась с представителем местной власти и с людьми, которые находились на КПВВ.

«После смены власти времени на составление планов не будет. Надо будет действовать немедленно», — подчеркнула она.

Во время общения с людьми политик узнала, что больше всего людей волнует процедура выплаты пенсий. Украинцы, которые живут в оккупированных районах, но должны ездить за деньгами на свободную от агрессора территорию, попросили Тимошенко посодействовать упрощению существующего механизма.Также люди выразили недовольство из-за проблем развития региона после деоккупации.

Политик заверила, что новая власть сразу откорректирует бюджет на 2019 год с учетом финансирования территорий, которые находятся на линии соприкосновения. Также, по словам Тимошенко, будут внедрены спецкоэффициенты при предоставлении субвенций для этих территорий на образование, здравоохранение и усиление соцзащиты людей, которые там живут.

Во время общения с людьми она заметила, что минские соглашения являются тупиковыми.

«Надо строить переговорный процесс на базе Будапештского соглашения. Именно политико-дипломатическим путем можно вернуть мир в Украине. Пришло время иначе разговаривать с миром», — подчеркнула она.



Встреча закончилась ничем: Венгрия продолжит блокировать Комиссию Украина-НАТО

Венгрия продолжит блокировать Комиссию Украина-НАТО на уровне министров из-за того, что Украина не достигла прогресса по закону об образовании и не внедрила рекомендации Венецианской комиссии.  Об этом заявил министр иностранных дел Венгрии Петер Сиярто во время встречи с министром иностранных дел Украины Павлом Климкиным, сообщает EJ с ссылкой на  DW.

Глава МИД Венгрии также выразил недовольство петицией по урегулированию статуса граждан Украины с двойным и более гражданством стран ЕС, а также внесением ряда граждан Венгрии, в том числе и самого Сиярто в базу сайта Миротворец.

Оба чиновника отметили, что пока конфликт между странами не решен, но есть существенный прогресс.