Пятница, Октябрь 19, 2018
  • USD 26.25 | 26.50
  • EUR 30.50 | 31.00
  • RUR 0.41 | 0.43

На крыльях металлолома: украинцы летают в отпуск на пороховых бочках

Возраст украинских самолетов не должен превышать 20 лет. Все, что старше — на свалку. Такое громкое заявление после многочисленных скандалов с задержками рейсов и аварийными посадками мимо взлетной полосы сделал министр инфраструктуры Владимир Омелян, передает портал «Знай.ua»

Глава ведомства заверил: состояние авиакомпаний «удовлетворительное», а директора этих самых компаний подтвердили, что якобы все в порядке и соответствует европейским нормам. Но на самом ли деле это так? Конечно, у нас требования к техническому состоянию, вы удивитесь, но едва ли не самые высокие во всем мире. Проблема в том, что соблюдают их единицы. Поэтому гарантировать вам безопасный отпуск без приключений мало кто сможет.

Аварийные посадки — норма?

Яркий пример тому: самолет Boeing 737-800 авиакомпании «Международные авиалинии Украины» (МАУ), выполнявший рейс по маршруту Киев — Тбилиси, благополучно совершил посадку на скорости, превышающей стандартную, за некорректной работы системы выпуска закрылков и торможение скорости.

Тогда экипаж действовал в соответствии с инструкциями и требованиями безопасности. К счастью, никто из пассажиров не пострадал, отправили другой борт, хоть с опозданием. Спустя некоторое время в неприятную ситуацию попали клиенты авиаперевозчиков YanAir и Azur Air.

Рейсы в Барселону, Анталию и Тбилиси задержали на несколько часов из-за технических неисправностей самолетов. Пассажирам пришлось ждать судов более 12:00, потеряв при этом день уплаченного отдыха и кучу нервов «полетит-не полетит».

Чтобы не быть голословными, посмотрим, в каком состоянии самолеты известных компаний, которыми чаще всего пользуются украинцы. И главное — оценим средний возраст бортов.

Состояние авиации в Украине: статистика компаний и средний возраст самолетов

МАУ

Всего в авиакомпании МАУ (самая большая в Украине) — 45 самолетов. Молодыми авиалайнерами считаются Boeing 737-800 (UR-UIB, UR-UIC, UR-UID) 2018 изготовления, а старыми — Boeing 737-500 UR-GAW и Boeing 767-300 UR-GEA (обоим по 27 лет).

Роза Ветров

Выполняя чартерные рейсы, «Роза Ветров» летает на 15 самолетах. Самому молодому авиалайнера Hawker 800XP / 850XP UR-WRS 11 лет, самому старшему Airbus A320 UR-WRM 22 года.

УРГА

В распоряжении украинской авиакомпании «УРГА» (Air Urga) 14 самолетов, как отечественного производства «Антонов», так и американского и шведского — Cessna и Boeing. Самому молодому Cessna 172R UR-ELY 20 лет, а самому старому Ан-26-100 UR-ELR — 38 лет.

Azur Air Ukraine

Чартерная компания Azur Air Ukraine (ранее «ЮТэйр Украина») летает на трех Boeing, средний возраст которых 16 лет. Boeing 767-300 UR-AZC и Boeing 737-800 UR-UTQ — выпущены в 1991 и в 2003 годах соответственно, Boeing 737-900ER UR-AZB — в 2007 году и является самым молодым самолетом в парке авиакомпании.

Atlasjet Ukraine

Авиакомпания Atlasjet Ukraine (позиционирует себя также как Atlasglobal) имеет в своем парке Airbus A320-214 UR-AJD 2000 года выпуска и Airbus 320-232 UR-AJC — 2001.

Хорс

В украинском реестре за компанией записано 8 самолетов. Самый старый — Boeing 737-300 UR-COK (1997 год), а молодые — Airbus A321-211 UR-CPH и Airbus A321-211 UR-CPM (оба 2006 года).

UM Air (Украинские средиземноморские авиалинии)

Средний возраст самолетов авиакомпании UM Air — их целых два — вскоре перевалит за «тридцатку». Оба авиалайнеры MD-82 (UR-CHW и UR-CJZ) выпущены в 1989 году.

Браво (Bravo)

За авиакомпанией «Браво» в реестре 5 самолетов 1990-1999 годов выпуска со средним возрастом 26,2 лет. Старейшем борту (Boeing 737-500 UR-CNE) 28 лет, а самому младшему (Boeing 737-300 UR-CQW) — 19.

Буковина

В украинском реестре находятся 6 самолетов: один Boeing 737-500 UR-CQS (1998 год) и пять McDonnell Douglas модели MD-82 (1988-1999 лет).

ГАП «Украина»

В распоряжении всего 4 самолета: три «Антонов» и один Аэробус. Самый молодой — Ан-148-100В UR-UKR. Ему всего 7 лет. Согласно старший — 17-летний Ан-74ТК-300Д UR-AWB.

Мотор Сич

Парк авиакомпании «Мотор Сич» — это 9 самолетов Ан-12, Ан-24, Ан-140, Ан-74 и Як-40 (без вертолетов Ми-2). Старейший борт — Ан-12 UR-11819 1966 выпуска, самый молодой — Ан-140 UR-14005 2003 года выпуска.

СкайАп (SkyUp)

Авиакомпания «СкайАп» — это молодая пока национальная лоукост-компания, которая вышла на авиарынок этого года. Флот состоит: из двух 5-летних Boeing 737 Next Generation и одного Airbus A330. Вскоре авиапарк пополнят Boeing 737-700NG 2002 года выпуска, а также несколько самолетов украинского производства «Антонов» для внутренних рейсов.

Самолеты-старожилы и ваша безопасность

Повод для волнения — если самолет уже разменял третий десяток. По окончанию срока эксплуатации его должны утилизировать. И здесь снова возникает новая проблема: куда девать старые борта? Формировать многочисленные авиационные кладбища, пускать на переработку? Ни на то, ни на другое денег в бюджете Украины, как вы уже догадались, не предусмотрено.

Кроме того, старые самолеты, которым 30 и более лет, впоследствии становятся дорогими в эксплуатации и нерентабельными, поскольку необходимо чаще заменять различные детали и ремонтировать системы. Поэтому их часто переоборудуют в грузовые и дальше используют, или же они становятся «донорами» деталей и частей для других самолетов.

Стоит отметить, что все самолеты перед рейсом должны пройти жесткую проверку: систем персоналом по обслуживанию самолетов, государственными инспекторами по авиационной безопасности, а уже перед самым полетом финальное решение принимает еще и пилот самолета.

Поэтому на совести контролирующих органов и непосредственно экипажа также остается и личная безопасность каждого из пассажиров. А это значит, что пока украинцы на свой страх и риск покупают билеты в неизвестность, не без угрозы оказаться заблокированными в аэропорту, или искалеченными из-за неисправности этого «металлолома», который пообещал «списать в утиль» Омелян.