Вторник, Октябрь 23, 2018
  • USD 26.25 | 26.50
  • EUR 30.50 | 31.00
  • RUR 0.41 | 0.43

Новый порядок начисления больничных в Украине — что изменится

С 1 октября внедрена новая форма заявления на оплату листа временной потери работоспособности (больничный). Работодатель может оформлять и передавать в Фонд социального страхования Украины (ФССУ) заявление-расчет на больничный в электронном виде, минуя этап выписки соответствующего бланка врачом. Таким же цифровым образом работодатель отныне может подавать заявки на оформление выплат пострадавшим на производстве. Электронная заявка обязательно должна быть подкреплена цифровой подписью, пишут ВЕСТИ

Кого коснется?

Пока еще новая система выписки больничных запускается в тестовом режиме, и некоторые работодатели, которые еще не наладили систему электронного документооборота и цифровой подписи, продолжат принимать больничные на бумажных бланках.

Для чего это делают?

Как ожидают инициаторы нововведения — Минздрав и ФССУ, новый порядок оформления больничных позволит бороться со злоупотреблениями и предотвратит возможные ошибки при определении размера матпомощи и страховых выплат. Сотрудники соцстраха, как объясняют чиновники, смогут проверять правильность начисления выплат до их совершения. «Это позволит избежать штрафов, которые сегодня могут накладываться на работодателя в случае выявления неправомерного использования средств Фонда социального страхования в ходе проверок по факту уже профинансированных заявлений-расчетов», — пояснили в ФССУ.
Кроме того, электронная выписка больничного позволит уменьшить риск возможных задержек при компенсации утраченного за период болезни заработка, при выплате пособия по беременности и родам, при осуществлении страховых выплат пострадавшим на производстве.

Как стало известно, основные нововведения вступили в действие в со вступлением в силу Порядка финансирования страхователей для предоставления материального обеспечения застрахованным лицам в связи со временной потерей трудоспособности и отдельных выплат потерпевшим на производстве за счет средств ФССУ, утвержденного постановлением правления Фонда соцстрахования от 19.07.2018 № 12.

«Нововведения касаются системы предварительного контроля правильности начисления выплат. А именно, система внедряется с целью реализации новых подходов в обслуживании страхователей, совершенствовании системы финансирования и предупреждении возможных ошибок при определении размера помощи и страховых выплат. Рабочие органы исполнительной дирекции Фонда будут осуществлять предварительный контроль правильности начисления выплат и в случае выявления ошибок предоставлять рекомендации страхователю относительно устранения недостатков еще до финансирования выплат. Это позволит избежать штрафов, которые сегодня могут накладываться на работодателя в случае выявления неправомерного использования средств ФССУ во время проверок по факту уже профинансированных заявлений-расчетов», — отметили в фонде.

В ведомстве также заявили, что внедрена новая форма заявления-расчета.

«Новая форма заявления-расчета объединила документы, на основании которых осуществлялось финансирование страхователей до реорганизации Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности и Фонда социального страхования Украины от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Обновленный документ расширен сведениями относительно вида занятости, страхового стажа, льгот пострадавших на ЧАЭС, более полной информацией относительно листка нетрудоспособности и тому подобное. Также система информирования работодателем об осуществленных выплатах застрахованным лицам имеет целью уменьшить риск возможных задержек при компенсации застрахованным лицам потерянного заработка за период болезни (оплата по листкам нетрудоспособности), выплате помощи по беременности и родам, осуществлении страховых выплат потерпевшим на производстве. Сообщение о выплате средств застрахованным лицам по определенной форме необходимо подать на протяжении месяца со дня осуществления выплат материального обеспечения, отдельных выплат потерпевшим на производстве», — отметили в фонде.

В ведомстве заявили, что изменения касаются и сроков подачи заявления-расчета и возможности подачи заявлений-расчетов, сообщений о выплате средств застрахованным лицам и отчетов в электронном виде.

«Кроме ранее утвержденных сроков рассмотрения документов для назначения материального обеспечения комиссией (уполномоченным) по социальному страхованию предприятия, с 1 октября также предусмотрена подача страхователем (работодателем) заявления-расчета на протяжении 5 рабочих дней от даты утверждения протокола заседания комиссии (решения уполномоченного). Ранее реализованная возможность подачи отчета Ф4-ФСС с ТВП в электронном виде с применением электронной цифровой подписи, с 1 октября доступна также для подачи заявлений-расчетов и сообщений о выплате средств застрахованным лицам. Цель нововведения — уменьшить нагрузку на работодателей, упростить и ускорить финансирование материального обеспечения. Для этого страхователи должны обратиться в рабочие органы исполнительной дирекции фонда или их отделения для заключения соответствующих договоров», — объяснили в фонде.