Воскресенье, 18 апреля, 2021
  • USD 26.25 | 26.50
  • EUR 30.50 | 31.00
  • RUR 0.41 | 0.43

Одного собора мало — нерешенные вопросы ПЦУ

Организаторы и участники собора, прошедшего в Киеве 15 декабря, избрали предстоятеля создаваемой Православной церкви Украины. Тем не менее, дать ответы на все важные вопросы, которые беспокоят клириков уже бывших УПЦ КП и УАПЦ, их прихожан, да и всех, кому небезразличны происходящие процессы — они не смогли. Или не захотели. И эти вопросы придется решать сейчас. Поэтому до 6 января 2019 года, когда избранный митрополитом ПЦУ Епифаний полетит в Стамбул за томосом, клиру новой церковной структуры не светят каникулы. Даже если они не захотят или не смогут влиять на решение подвешенных вопросов, а будут лишь наблюдать? — понервничать им все равно придется, пишут ВЕСТИ

1. Рукоположение епископов

В первую очередь, перед новоизбранным митрополитом Киевским Епифанием и его ближайшим окружением встанет проблема епископских хиротоний. Не исключено, что Константинополь предложит рукоположить архиереев из киевского патриархата заново. Это следует из того факта, что Филарет, как утверждают на Фанаре, находится в сане митрополита, то есть в том достоинстве , в котором он пребывал накануне отлучения от РПЦ. Так как за томосом поедет сам Епифаний, то стоит ожидать его рукоположения законово.

Как водится, всякая переаттестация — хороший повод отодвинуть или не пропустить в новые структуры неугодных. Кто и на каком месте окажется в итоге — остается под вопросом.

2. Судьба клира УАПЦ

Вопрос близкий к предыдущему, но имеет и свои нюансы. УАПЦ, принявшая участие в мероприятиях в роли “миноритарного акционера”, не может претендовать на контроль за “правлением” и “советом директоров”. Но оставить без внимания и лишить даже тени уважения “автокефалов” опасно и неразумно. Хоть они и деморализованы, но будучи униженными, они могут попытаться примкнуть к другой христианской конфессии. К РПЦ на поклон не пойдут, есть и другие автокефалы — отколовшиеся от в свое время от самих УАПЦ. Кстати, альтернативные “автокефалы” собор проигнорировали.

Потеря для создаваемой ПЦУ численно будет невелика, но удар для имиджа будет серьезный. С кем объединялись тогда на соборе УПЦ КП, если клир УАПЦ от них побежит?

По информации одного из епископов УАПЦ, иерархам этой церкви сделано два предложения. Первое — для УАПЦ-шного епископа будет создана новая кафедра, а количество приходов в ней будет определено соответственно долей влияния УАПЦ в регионе. Например, если в области УАПЦ контролирует 10% храмов, то и епархия, “нарезанная” для епископа из УАПЦ, будет соответствующая.

Второй вариант “трудоустройства” епископов — младшему по хиротонии (рукоположению) будет предложено стать викарным епископом у более старшего архиерея. Этот вариант еще более непредсказуем и он может сработать там, где отношения между филаретовцами и УАПЦ-шниками были мирные, неконфликтные. Источник “Вестей” отмечает, что предложения эти неформальны и к чему придут в итоге договаривающиеся стороны — пока не ясно.

3. Дележ имущества

Слияние в новую церковь структур киевского патриархата и УАПЦ предполагает не только дележку должностей, но и решение имущественного вопроса. Учитывая, что новая церковь пока не зарегистрирована в государственных органах, заинтересованные участники могут предпринять решительные шаги и постараться “застолбить” за собой особо лакомое движимое и недвижимое имущество.

Кстати, если бы митрополитом киевским по автокефальной версии стал бы Симеон или ставленник Варфоломея, следовало бы ожидать куда больших проблем. Например, часть филаретовцев не пошла бы под “московского попа”, а Филарет забаррикадировался бы во Владимирском соборе, как это было в 90-х. Теперь же острые противостояния начнутся на уровне провинциальных епархий и участвовать в дележке будут УАПЦ-шники и филаретовцы.

4. Взаимоотношение с УПЦ

План заманить или заставить подавляющую часть УПЦ влиться в создаваемую церковь потерпел крах. И ПЦУ придется формулировать свою позицию в отношении самой большой по количеству прихожан украинской церкви.

Для УПЦ ситуация ясна. Создаваемая церковь — раскольники. Сторонники ПЦУ же плодят разноголосицу: кто-то говорит, что “колхоз — дело добровольное” и настаивают на мирном сосуществовании в будущем всех конфессий, кто-то — призывает называть УПЦ российской церковью, лишить ее храмов, монастырей.

Можно конечно оставить этот вопрос в подвешенном состоянии и в каждом конкретном случае занимать позицию, выгодную, исходя из текущего момента. Но такое хитрое поведение будет несет в себе риски тяжелых эксцессов. И они могут очень сильно навредить и ПЦУ и Фанару.

5. Взаимоотношение с православным миром

Конечно, это теперь по большей части головная боль Константинополя. Ведь сколько бы ни говорили об автокефалии, создаваемая ПЦУ становится частью Константинопольского патриархата. Тем не менее, для прихожан создаваемой церкви ситуация складывается не самая понятная. Уже появились первые заявления о неканоничности проведенного собора. Ряд православных церквей пока хранит молчание.

Для прихожан УПЦ КП нерешенный вопрос о каноничности воспринимался мягче. Они ждали, что со временем будет создана единая украинская церковь и тогда придет признание. Но создатели ПЦУ подвешивают этот вопрос и для новой церкви. Они не удосужились, не смогли или не захотели расставить все точки над i перед тем, как созывать объединительный собор. Теперь же его придется решать постфактум. А тем, для кого понимание этого пункта принципиально — ждать.

Loading...