Понедельник, Сентябрь 24, 2018
  • USD 26.25 | 26.50
  • EUR 30.50 | 31.00
  • RUR 0.41 | 0.43

Уже в августе: как новые тарифы изменят жизнь украинцев

Как и когда в Украине заработают новые «газовые правила» и как это отразится на простых семьях, передает АНТИКОР.

Рынок вместо правительства

В Украине рынок газа фактически разделился на две части: по одним правилам живут промышленные, и по другим – бытовые потребители. Бизнес может сам выбирать, у кого покупать газ, сравнивать цены разных поставщиков. В то же время простые украинцы фактически покупают голубое топливо у государственного «Нафтогаза» по установленному правительством тарифу.

И в то время как для промышленных потребителей на открытом рынке газ стоит 9-10 грн за кубометр, простые украинцы покупают это же голубое топливо по 6,9 грн. Но продолжаться такая ситуация будет недолго.

В принятом законе «О рынке газа» сказано: правительство в качестве исключения для защиты потребителей может возлагать специальные обязательства на поставщиков, например, касающиеся тарифов. И такими обязательствами они «наградили» «Нафтогаз». Однако после того, как рынок газа полноценно заработает, тариф на голубое топливо будет формироваться на бирже.

Вместо одного «Нафтогаза» будут десятки разных компаний, в том числе и иностранные. Они рассчитают свои тарифы и предложат их потребителю. Причем чем ниже цена, тем больше покупателей. Это, по идее, и должно в будущем сдерживать рост тарифов.

«Другого пути, кроме либерализации рынка, нет. Если газ для промышленности стоит 10 тыс. грн за тысячу кубометров, а для населения — 7 тыс. грн, кто-то должен платить за эту разницу. У нас остался последний сегмент, который должны либерализовать — населения и ТКЭ. Конкуренция — единственное, что может удерживать низкие цены», — поясняет замминистра экономического развития и торговли Максим Нефедов.

Для запуска рынка нужно выполнить три важных условия: разделить активы «Нафтогаза» (оператор газотранспортной системы «Укртрансгаз» – «дочка» монополиста, а это создает конфликт интересов), монетизировать субсидии и запустить по европейскому образцу посуточное балансирование газа. «Скидки на коммуналку» государство должно давать «живыми» деньгами и конечному потребителю. Семья сможет расплачиваться за коммуналку самостоятельно, оплачивая полные тарифы. В таком случае поставщики газа будут заинтересованы работать с населением. Сейчас же компенсации по субсидиям приходят с задержками, а к такой ситуации готов далеко не каждый бизнес.

Балансирование — устранение разницы между поступившим и отобранным газом в системе. На данный момент в Украине действует месячное балансирование. «Укртрансгаз» для удержания баланса покупает голубое топливо через систему Prozorro. Но размер этих лотов доходит до 1,8 млрд грн, такие объемы может выполнить только «Нафтогаз». Если же перейти на суточное балансирование, размер лотов уменьшится, и в них смогут участвовать десятки разных поставщиков.

«Когда в 2008-м произошел кризис, европейский рынок начал переходить на краткосрочные контракты: внутренне суточные и сутки наперед. Покупателям стало невыгодно оформлять долгосрочные контракты. Переход на биржи привел к значительному снижению цены. Когда объемы будут маленькие, конкуренция вырастет. Сейчас же на Prozorro «Укртрансгаз» закупает газ для балансировки такими лотами, что никто кроме «Нафтогаза» не может продать ему этот газ», — рассказывает член правления Украинской энергетической биржи Инна Щербина.

Что будет с ценами

В рынке газа должны участвовать и иностранные компании, как это сейчас происходит в промышленном сегменте. Эксперты МВФ, как и украинский «Нафтогаз», считают: до тех пор, пока Украина импортирует часть голубого топлива, цены должны формироваться на основе импортного паритета. В подписанном с МВФ меморандуме речь идет о так называемой формуле «хаб+». То есть к ценам на немецком хабе добавляют расходы на транспортировку, налоги и прибыль. Полученная цифра – тариф, по которому должны платить за голубое топливо украинцы. В то же время в «Нафтогазе» озвучивают другой вариант формулы – «хаб- «. То есть вместо того, чтобы добавлять расходы на транспортировку (которой на самом деле нет), отнимать эти расходы от импортных цен.

И пока правительство согласовывает с МВФ окончательный вариант обновленной формулы (к слову, стоимость газа с НДС должна достичь в октябре 11,47 грн, согласно импортному паритету), Национальная комиссия в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) вместе с правительством пытается запустить рынок газа. К примеру, сейчас на украинской бирже кубометр газа стоит 9 грн, прошедшей зимой цены опускались и до 8,6 грн/куб. Это больше, чем действующие тарифы, но меньше импортного паритета.

«Биржа позволяет делать прогноз. Поставщики прогнозируют потребление, прогнозируют, какой может быть цена. Исходя из этого они уже рассчитывают свои тарифы. А население уже выбирает среди поставщиков тех, чьи условия их больше привлекают. Обычно подписывают договоры на квартал, полгода с определенными фиксированными тарифами», — поясняет Щербина. Эксперт уверена: если рынок полноценно заработает, то цены начнут снижаться.

«Нафтогаз» против

Суточное балансирование газа в Украине должно заработать уже с 1 августа этого года. Кодекс газотранспортной системы, который регулирует новые правила, уже принят НКРЭКУ. Однако против новшеств выступает «Нафтогаз» вместе со своим дочерним предприятием «Укртрансгазом». Главный аргумент – Кодекс якобы легализует кражу голубого топливо.

Так, несанкционированный отбор газа (проще говоря, кражу) с помощью самовольного подключения или повреждения счетчиков, будут учитывать в балансирование. «То есть любой может незаконно лишить «Укртрансгаз» права собственности на технологический ресурс природного газа и это не будет считаться правонарушением, так как согласно абзаца 2 пункта 7 главы 6 раздела ХИИ новой редакции Кодекса ГТС — это услуга балансирования», — говорится в официальной позиции «Укртрансгаза».

Также в «Нафтогазе» неофициально назвали и другие «замечания» к Кодексу – НКРЭКУ не утвердили методику прогнозирования объемов, а значит, неизвестно, не будут ли цифры «взяты с потолка». Кроме того, кодекс не обязывает ежедневно публиковать информацию об уровне газа в системе, а плата за нейтральность будет взиматься каждый квартал, а не каждый месяц, как это предусмотрено в европейской практике.

В НКРЭКУ уверены, что «Укртрансгаз» просто тормозит запуск суточного балансирования в собственных интересах. Глава регулятора Оксана Кривенко заявила, что на днях на предприятии проведут внеплановую проверку: будут разбираться, как «Укртрансгаз» потратил деньги, выделенные на подготовку к новому принципу балансирования. В то же время переносить новую методику в НКРЭКУ отказались.

Официально же идею суточного балансирования поддерживает и правительство, и «Нафтогаз», и «Укртрансгаз».

Эвакуаторы и драконовские штрафы: в Украине вступают в силу новые правила парковки

С 27 сентября в Украине вступят в силу новые правила парковки машин. Главная опасность документа в том, что вводится слишком много оснований для конфискации автомобиля.   InfoResist рассказывает, что изменится для украинцев, передает АНТИКОР

Главное нововведение для водителей – ужесточение ответственности за нарушение правил парковки. Штрафовать нарушителей и эвакуировать неправильно припаркованные автомобили смогут не только полицейские, но и муниципальные инспекторы.

Фиксировать нарушения будут тремя способами: непосредственный контакт с водителем, с помощью уличных камер, а также фото- или видеофиксации нарушения полицейскими или муниципальными работниками.

Первый способ – полицейские будут непосредственно контактировать с водителем, составлять протокол на месте нарушения.

Второй – нарушения будут фиксировать стационарные камеры, а после информация будет передаваться в центры обработки информации.

Третий способ – новинка. Полицейские и муниципальные работники смогут штрафовать даже без присутствия водителя. Для этого создано специальное приложение, которое будет фиксировать место, время, дату и GPS-координаты авто нарушителя. После информация будет передаваться в реестр административных нарушений. Документ о штрафе полицейские будут оставлять на лобовом стекле авто или же позже присылать так называемые письма счастья на адрес владельца транспортного средства.

Новые правила парковки: Сколько придется заплатить?

Самый большой штраф придется заплатить, если водитель занял место для людей с инвалидностью – минимум 1020 гривен, максимум 1700 гривен. Если машина не мешает проезду других автомобилей, велосипедов или проходу пешеходов, то штраф составит 255 гривен. Однако если заплатить штраф в течение 10 дней, то нарушителю предоставляется скидка 50%.

В случае, если авто угрожает безопасности людей, то водителю придется выложить 510 гривен. Чтобы определить уровень опасности для пешеходов, новый закон приводит 17 конкретных случаев, по которым и стоит ориентироваться. Так, например, нарушитель оставил машину посреди дороги, пешеходного перехода или же перекрыл проезд других машинам. В таком случае машину заберут на штрафстоянку. К сумме штрафа добавят услуги эвакуатора (минимум 600 гривен), НДС, а также содержание автомобиля на штрафстоянке (144 гривны в сутки). Штраф составит примерно – 1375 гривен. Кроме того, сумма будет увеличиваться ежемесячно в два, если вовремя не оплатить.

Новые правила парковки: За что могут эвакуировать

Новый закон дает право эвакуировать автомобиль как полицейским, так и специальным инспекторам.

Машину нарушителя могут эвакуировать, если:

  • транспорт находится на железнодорожных путях;
  • машина мешает проезду трамвая;
  • автомобиль припаркован на мосту, путепроводе или в тоннеле;
  • машина находится на перекрестке или ближе 10 метров к пешеходному переходу;
  • авто припарковано ближе 10 метров от месте выполнения дорожных работ;
  • в местах, припаркованный автомобиль делает невозможным встречный проезд или объезд транспорта;

А вот чтобы оштрафовать владельцев евроблях, придется постараться. Как правило, штраф налагается на собственника автомобиля. Однако на практике найти хозяина машины на еврономерах оказывается очень сложно. Чтобы оформить протокол, полицейским и инспекторам придется дежурить около машин до прихода водителя.

 

«Приехал поддержать русского братика» – по Усику вопрос закрыт

Как передает replyua.net, после цикла интервью украинским телеканалам, в которых абсолютный чемпион мира в тяжелом весе украинец Александр Усик попытался доказать, что он до костей мозга украинец и не нужна ему и близко Россия и ее почести, в Украине стало меняться отношение к боксеру в лучшую сторону. Но Саша умудрился, наплевав на мнения и чувства украинцев, снова показать свое нутро и отношение к «русскому миру», пишет From-UA

Многие журналисты писали, что Александр Усик отправился в Лондон, чтобы собственными глазами увидеть бой «супертяжей» Джошуа и Поветкина. Тогда предполагалось, что украинец готовится выступать в супертяжелом весе и хочет поближе посмотреть на выступление именитых боксеров. Как оказалось, это не единственная цель визита в Великобританию. Усик не постыдился публично заявить, что еще одна цель – «поддержать братика», которым является россиянин Александр Поветкин.

Александр Усик вместе с российским киноактером Владимиром Сычевым записал видео перед боем Джошуа-Поветкин, в котором заявил о поддержке «Русского Витязя». Усик еще раз доказал, что война, какие-то политические разногласия, десятки тысяч убитых русскими – это все не его, ведь у него «спорт вне политики» и он приехал поддержать «братика».

В МВФ предложили способ повысить доходы украинцев до 4220 долларов в месяц

В результате успешного запуска рынка земли, изменения стандартов выпуска продукции и проведения судебной реформы заработки украинцев могут повыситься до 4220 долларов в месяц. Предварительно, завершение всех указанных реформ ожидается в 2023 году.  Об этом сообщается в докладе аналитического отдела Международного валютного фонда, обнародованном 22 сентября в Вашингтоне, пишет АНТИКОР

Эксперты фонда отмечают, что даже три указанных реформы не обеспечат уровня ВВП на душу населения как в развивающихся странах, где заработки составляют 5500 долларов. В связи с этим Украине не следует останавливаться на пути реформ, ведь в противном случае отток рабочей силы из страны будет продолжаться.

Также в МВФ подсчитали и возможную покупательную способность для Украины после проведения земельной и судебной реформы. Она должна вырасти на 33%, и составить 12260 долларов. Соответственно, снижаться будет и уровень бедности в стране.

Заместитель председателя НБУ Екатерина Рожкова уже дала комментарий относительно прогноза, уточнив, что реформы – это не универсальный способ оздоровления украинской экономики.

«Второе условие — инвестиции. Не только внешние и внутренние, но и интеллектуальные, необходимые для развития бизнеса. Третье условие — судебная реформа, которая необходима, чтобы бизнес чувствовал себя в безопасности и мог планировать будущее», — заявила замглавы НБУ в интервью одному из украинских телеканалов.

Ранее стало известно, что МВФ собирается проанализировать проект бюджета Украины на 2019 год перед продолжением сотрудничества в рамках новой кредитной программы.